Траверс Эльбруса

В этом сезоне мы успешно прошли крест Эльбруса или траверс обеих вершин (восточной и западной). Хочется вкратце поделиться происходившим.
Изначально группа собиралась большая, но по различным причинам часть участников не смогли присоединиться к программе. В рамках этого мероприятия мы проделали путь с севера Эльбруса (поляна Эммануэля 2500 м), провели высокие ночевки на скалах Ленца 4800 м и седловине 5300 м, поднялись на обе вершины и спустились на юг к поляне Азау. Соответственно все снаряжение пришлось поднимать до высоты 5300 м, и затем спускать вниз. Вес рюкзака для равнины показался бы легким, но на такой высоте он кажется неподъемным, забирает все силы и значительно замедляет темп.

Итак, 21 июля 2017 г. наша группа, в количестве четырех человек, выехала на поляну Эммануэля. Для достижения должной акклиматизации, количество дней по сравнению со стандартной программой восхождения с севера, при траверсе вершин, увеличено. Это связано с тем, что здесь нужно делать высокие ночевки на скалах Ленца 4800 м, а также весь рюкзак приходиться нести с собой, до высоты 5300 м. Чтобы успешно взойти на обе вершины нужна хорошая адаптация.

Перед траверсом на поляне Эммануэля. Все еще не уставшие

В рамках акклиматизации мы провели на поляне Эммануэля две ночи и сделали радиальный выход до "Каменных грибов", 3200 м, с заброской части снаряжения. На третий день путь от поляны Эммануэля до нашего следующего лагеря мы прошли очень быстро, так как нас подгонял сильный дождь, но к этой высоте мы уже акклиматизировались и это не составило большого труда. После установки лагеря на поляне (мы называем ее "Тихая поляна", 3000 м, по аналогии с "Райской поляной"), группа отдохнула, восстановилась и мы сделали радиальный выход к Северному приюту, 3800 м, с заброской части вещей и снаряжения.

Следующий (четвертый) день мы решили сделать восстановительным, так как предыдущие дни были насыщенными, и мы устали, организовали не ранний подъем и выход. Переход до следующего лагеря на "Лунной поляне", 3500 м занял всего 2 часа. Весь остаток дня был отдых и прогулки по окрестностям, часть группы налегке прошла к приюту на 3800 м.

На 3800. Погода на Эльбрусе пока отличная

Эльбрус с севера вечером. Фото сделано со стоянок на 3900 м.

На пятый день мы наконец пришли в лагерь на морене 3900 м. Это место я использую в качестве штурмового лагеря при классических восхождениях на Эльбрус с севера. Здесь гораздо уютнее чем на северном приюте: не так много людей, чище и очень красивые пейзажи. Есть еще одно преимущество этого лагеря, он находится на 150 метров выше, а значит лучше проходит адаптация и небольшая экономия времени при старте на вершину. Подходящие места под палатки были свободны, установка лагеря не заняла много времени. Здесь иногда бывают очень сильные ветра, поэтому палатка должна быть идеально установлена в защищенном месте и главное хорошо растянута. С этого участка начинается новый этап восхождения: ледники, трещины, снег, лед, кошки, веревки и высота. Во второй половине дня мы сделали акклиматизационный выход до отметки 4300 и занятия на леднике. Часть группы впервые была на такой высоте. Вечером была подготовка к акклиматизационному выходу на скалы Ленца, сбор необходимых вещей и снаряжения, продуктов и газа для заброски.

Следующий день, акклиматизационный выход на «Вертолетную площадку», 4900 м (здесь лежат остатки разбитого вертолета) это как минивосхождение на Эльбрус. Подъем занимает 5-7 часов, спуск 2-3 часа. После этого выхода часто становится понятно, кто сможет подняться на гору, а кто нет (имею в виду факторы физподготовки и достаточную акклиматизации и переносимость высоты).

На акклиматизации. Поднимаемся на скалы Ленца

Мы проснулись с рассветом в 4-00 и вышли из лагеря в 5-30. Уже к 7-00 на леднике было очень жарко. Не спеша, шаг за шагом мы поднялись к "Поворотному камню", 4430 м, нижним скалам Ленца, 4570 м и наконец к Вертолетной площадке, 4900 м. Подъем с заброской (рюкзак был средней тяжести) занял у нас около 6-6,5 часов. Там мы подыскали место под будущий лагерь, оставили заброску и наслаждались прекрасным днем, пили чай со сладостями. Когда сидеть надоело мы решили пройти еще немного вверх и достигли отметки 5000 м. Спуск в лагерь занял около двух часов.

Мы на 4900. Здесь на «Вертолетной площадке» лучше посидеть для адаптации

Возвращаемся в лагерь на 3900 м. Погода начинает портиться

Следующий (седьмой) день мы полностью посвятили восстановлению сил. Это был еще один идеальный день, без ветра и осадков. Прогноз на следующий день был хороший, а вот дальше нас ждало ухудшение погоды, усиление ветра и снег. Целый день мы восстанавливали силы: ели, спали, гуляли по окрестностям, во второй половине дня рядом с нами стала наша группа идущая по программе Эльбрус с севера на восточную вершину Эльбруса, под руководством гида Сергея. Вечером еще раз была проведена ревизия всех вещей и продуктов, все ненужное мы оставили Сергею, чтобы максимально облегчить рюкзак. В том числе мы оставили ему мусор для спуска вниз, за что ему отдельное огромное спасибо! Кстати, хотя это сложно уносить за собой мусор, но нужно напрягаться и делать это, потому что из-за наплыва людей за последние лет десять, стоянки стали замусорены.

На следующий (восьмой) день был запланирован подъем в 3-00 и выход в 5-00 вместе с лагерем (палатки и все снаряжение). Из-за сильного ветра, который поднялся среди ночи я принял решения отсрочить подъем до 4-00. Вообще ночевать на скалах Ленца при сильном ветре очень сложно, а при отсутствии хорошего опыта и опасно, а устанавливать лагерь там в непогоду вообще почти нереально. Ветер дул вплоть до девяти часов утра, пока мы не поднялись до нижних скал Ленца и я уже подумывал о спуске, но потом он резко прекратился, и мы дошли до места бивака и установили лагерь. По состоянию мы чувствовали, что нам придется провести на 4800 м ночевку для отдыха и лучшей акклиматизации. До самой ночи была безветренная и ясная погода, но среди ночи ветер снова резко усилился. Несмотря на то, что палатки были хорошо установлены, нам пришлось держать их изнутри, уперевшись руками в стенки. Ветер с этой стороны горы, как правило, южный или юго-западный, но из-за изменений воздушных потоков в районе скал был восточным. Одна из палаток при таком воздушном потоке оказалась как в аэродинамической трубе. Дождавшись небольшого уменьшения ветра, я выскочил из палатки и усилил растяжки основной веревкой, как паук паутиной. Ветер дул всю ночь и весь следующий (девятый) день, правда в дневное время слегка приутих. Сильных осадков не было, но прогноз не предвещал ничего хорошего, обсудив со всеми, было решено придерживаться начальных планов и идти на вершину на следующий день. Весь день мы отдыхали, набирались сил, отсыпались. Из-за погоды почти весь день провели в палатке. Среди ночи ветер опять усилился и опять пришлось держать палатки изнутри. Десятый день, хотел написать, что мы проснулись на рассвете для совершения восхождения, но это не правда, уже несколько часов никто не спал из-за сильного ветра поэтому все бодрствовали. Подойдя ко второй палатке, я увидел то, что ее немного потрепало за ночь, снежная юбка на одном из входов была оторвана. Было ясно, что еще одну такую "ночку" палатка не выдержит.

Наша палатка на скалах Ленца Пришлось ее дополнительно укрепить растяжками

Мы стали собирать лагерь, чтобы идти наверх, решив, что в случае ухудшения погоды или какой-то другой опасности будем разворачиваться вниз и идти на Северный приют, 3800 м. Есть две тропы от «Вертолетной площадки» на седловину Эльбруса. Решено было идти по верхней, так как я знал, что сейчас она была хорошо промаркирована вешками. Она проходит до 5250 по классическому пути на восточную вершину, а затем сворачивает направо, делает траверс восточной вершины и выводит на седловину, недалеко от спасательной хижины Red fox на высоте 5350 м. Пройдя сто метров по высоте, стало понятно, что из-за тяжести рюкзака и усталости от бессонной ночи, темп группы слишком низкий.

Идем на высоте 4950 м. Погода ухудшается и нужно успеть зайти на седло в хижину

Подъем от «Вертолетной площадки» до Верхних скал Ленца, 5150 м мы преодолели за 4,5 часа. Уже через час пути, пришлось разгрузить одного из участников, погода для подъема была сносной, а для ночевки в палатке отвратительной. Я принял решение в случае подъема на седловину, ночевать в хижине, либо спускаться вниз на юг сразу в тот же день и не заходить на вершины, если хижина будет занята (погода была плохая и вероятность занятой хижины была большая). После начала траверса на высоте 5300 темп упал настолько, что я уже подумывают разворачивать группу вниз. Туман был настолько сильным, что от вешки не было видно следующую вешку, а ходят этой тропой очень редко, следов там тоже не было. Один из рюкзаков мы решили оставить прямо на тропе, чтобы забрать его позже. Наш темп сразу стал быстрым и через час мы уже пили чай в хижине. Погода на седловине была такой, что если кто и поднялся сегодня выше нас, то они были не многочисленны. Но таких мы не видели ни на маршруте с севера, ни с юга. Тропа с седловины на западную вершину отсутствовала, ее засыпало свежим снегом. Двое из нас остались отдыхать в хижине, а двое пошли назад "выручать" рюкзак. Дальше было длительное чаепитие и отдых, все-таки как приятно посидеть в хижине, защищенной от ветра!

Спасательная хижина на 5400. Хижина предназначена только на экстренный случай, у нас как раз погода такая, что лучшего варианта заночевать и нет

Дальнейший план был таков: ночевка, ранний выход в случае хорошей погоды на восточную вершину или ожидание погоды до 8-00 и выход на западную вершину в случае плохой.

Одиннадцатый день, (31 июля) восхождение. Ночью все крепко спали и не смотря на ночевку на такой высоте, все чувствовали себя хорошо. Первым делом я выглянул из хижины чтобы оценить погоду, погода была не идеальная, но «ходибельная». Мы вышли в 5-30 и в 7-00 уже были на восточной вершине.

На восточной вершине Эльбруса, 5621. У всех отличное самочуствие

Без вещей, ходить было непривычно быстро и легко. За полчаса спускаемся к хижине, собираем вещи, пьем чай, без проблем поднимаемся на западную вершину и встречаем группы восходителей с юга.

На западной вершине Эльбруса, 5642. Теперь можно спускаться на юг

Также без проблем спускаемся на нижнюю часть «косой полки» 5100 м. Чувствуем, что сил почти нет, накопленная усталость, высокие ночевки, погода, но нам очень хочется сегодня быть в цивилизации и за полчаса до закрытия канатной дороги мы спускаемся на поляну Азау. Дальше праздник: баня, хычины, пиво.

После восхождения на фоне горы Донгузорун. Вся команда теперь отдыхает на поляне Чегет

А через четыре дня у меня начинается следующее мероприятие, снова траверс Эльбруса, но это уже другая история.