Майский выезд на Казбек

Восхождение на Казбек в мае, это не летнее восхождение, погода может резко измениться и преподнести сюрприз в виде снегопада или ветра, но мы каждый год приезжаем в горы весной и чаще всего восходим успешно. В этом сезоне у нас было две группы в начале мая, кто то зашел на вершину, кто то не зашел, о наших приключениях ниже.
Первая группа участников была большая и прибыла первого мая в Степанцминду. На небе собирались тучи, ветер менял направления, но настроение у всех было веселое и желание зайти на вершину Казбека, было сильное. Гостеприимный отель дал возможность отдохнуть после дороги, утром мы собрались, надели рюкзаки и отправились на машине к церкви.

наша команда перед восхождением на казбек
Наша команда. Начинаем восхождение от церкви

Снег лежит еще низко, пройдет три недели, и здесь будут цвести рододендроны, но пока мы идем по тропе и стараемся обходить снежные участки по земле, чтобы отсрочить момент, когда ноги начнут проваливаться по колено в снег, что забирает много сил. Знали бы мы в начале, как нам предстоит поработать наверху, когда снега станет по пояс. Группа сильная и мы довольно быстро зашли на наше первое место ночевки, возле реки, на отметке 3000 м. Реки пока нет, на реке лежит снег толщиной около двух метров, когда все растает, здесь будет течь быстрая горная река с переправой.

восхождение на казбек в мае склоны в снегу
Подъем к первой стоянке. Снега еще много даже на 2500

Участник восхождения. Хорошее настроение от погоды не зависит

Поставили палатки, приготовили ужин и залезли отдыхать по палаткам. Во время приготовления ужина начался снегопад. Как оказалось, снегопад будет идти несколько дней и подарит нам много физической тренировки.

стоянка на снегу восхождение на казбек в мае 3000 метров
Наша стоянка на 3000 м. Начинается снегопад

Утром, проснувшись, мы увидели, что снега стало больше на полметра. Дул сильный ветер, снег продолжал сыпать, и мы предвкушали тяжелый переход с рюкзаками к стоянке на 3600 метров (приют «Метеостанция»). Настроение у всех было позитивное, мы же приехали в горы испытать трудности и пока не устали.

Утром перед выходом. Мы готовы к трудностям

Летом переход от стоянки у реки до метеостанции занимает около четырех часов неспешного хода. Мы потратили около шести часов. На леднике догнали другую группу и начали дружно пробивать тропу в снегу, сменяясь чтобы отдохнуть. Работали в основном гиды, тропить снег нелегкое занятие, на высоте это усложняется еще и гипоксией. Альпинисты называют это «тропежка», «тропить». Тропили дружно и к вечеру сидели в метеостанции и пили чай. Казбек мы не увидели за целый день ни разу, облачность была низкой, видимость была не более ста метров.

снегопад идем к метеостанции
Идем в снегопад. Рюкзаки добавляют вес и мы погружаемся по колено в снег

На следующий день у нас в планах акклиматизация. Мы вышли при ветреной погоде и снегопаде. И снова нам всем пришлось пробираться через снег глубиной уже около восьмидесяти сантиметров. Он продолжал сыпать не останавливаясь. Дойти до планируемой отметки не удалось, снега было слишком много, дойдя до отметки 3900, мы провели снежные занятия и спустились в приют. Несмотря на такую погоду, мы решили идти к вершине. Все были готовы трудиться и превозмогать себя. На этом и держится альпинизм и восхождения в горах, на силе воли.

акклиматизация восхождение на казбек в мае
Акклиматизационный выход. Стараемся зайти повыше

Как положено по программе сделали день отдыха и стартовали ночью на Казбек. Снег перестал идти, но за три дня он покрыл горы метровым слоем. Идти было непросто, гиды сменяли друг друга на «тропежке», группы объединялись, чтобы легче было прокладывать тропу. Несмотря на наши усилия, продвигались мы медленно. Сил нам придавал вид Казбека, в ясную погоду он был виден хорошо. Людей было много, поэтому тропа получалась хорошая и твердая, но ненадолго. Ветер заносил следы после последнего участника, и мы понимали, что на спуске снова будет «тропежка». Когда наша группа поднялась до высоты 4800 метров, было уже час дня. Это время «разворота», где бы мы ни были в это время нам нужно поворачивать назад, иначе спуск может превратиться в проблему, а спуститься нужно до темноты. До вершины оставалось двести метров по высоте, но это могло занять ещё часа четыре, впереди было много трудностей, крутой участок со льдом и много мягкого снега.

казбек на высоте 4800 метров возле трещины
На 4800 м. Мы возле большой ледовой трещины

Мы развернулись и начали спускаться. Для такой погоды, наш результат восхождения был очень хороший. Восхождение получилось не легкое, с полным набором трудностей альпинизма. Казбек стоит и подождет до следующего раза, вернуться и попробовать еще раз можно всегда.

на фоне казбека
На фоне Казбека. Спускаемся в Степанцминду

Следующая группа прибыла десятого мая. Группа была небольшая, погода стояла солнечная и мы также выдвинулись наверх с надеждой зайти на Казбек. За время нашего отсутствия, снег слежался, подтаял и уплотнился ветром. Образовался наст, по которому можно было идти намного быстрее, чем с предыдущей группой. Мы буквально выскочили за 3,5 часа на нашу ночевку возле реки, так сильно отличалось состояние пути. Почти все время светило солнце и был виден Казбек, что сильно мотивирует идти бодрее.

без одежды на казбеке в мае
На стоянке возле реки. Пока светит солнце, можно обмыться снегом

на фоне казбека в мае
Выходим к метеостанции. Казбек виден все время

Мы снова разместились в метеостанции (обычно мы ставим наш основной лагерь выше, на 3800 м, но в мае еще много снега, поэтому мы решили, что более комфортно разместиться пониже)

метеостанция на казбеке в мае
Метеостанция. В мае здесь меньше людей, чем летом

Акклиматизация в этот раз прошла по плану, сходили на 4200, погуляли и провели снежные занятия, с обучением самозадержанию на снежном склоне.

На акклиматизации. Пьем чай на 4200

В день отдыха мы долго обсуждали и решались, идти или отложить на день наш подъем из-за прогноза сильного ветра. Снизу мы видели, как над Казбеком крутиться вихрями снег, это значит, на вершине сильный ветер и он сдувает снег, образуя снежные флаги длинной десятки метров. Мы колебались и думали, но когда один наш знакомый гид сказал: «Да я при 60 км/ч на пик Коммунизма водил людей», наши сомнения отпали, мы решили идти и бороться. Ветер, обещанный сайтом погоды, получился по прогнозу, 50 км/ ч, сайт в этот раз угадал (раньше бывало, что прогноз полностью не соответствовал реалиям). Мы вышли ночью в два часа. Ветра внизу не было, Казбек закрывает собой потоки и внизу может быть безветренно. Когда мы дошли до отметки 4400 метров, он усилился. На 4800 ветер уже соответствовал прогнозу 50 км/ч.

перевал спартак на казбеке
На восхождении. Начинается рассвет

О ветре и нашем восхождении с отметки 4800 до вершины.
Сильный ветер, это иногда не проблема в горах, дует ветер, ты ложишься на него телом и идешь умываясь снежной крупой, сметаемой со снежного наста. Но ветер с порывами, это подло :) Ты лёг на ветер, а он неожиданно выключается и все начинают как пьяные, ловить равновесие ногами, чтобы не упасть. Наше восхождение с 4800 до вершины Казбека, было именно таким, шатающиеся люди с ледорубами. Но итог успешен, мы взошли.

перемычка на казбеке
На крутом участке. До вершины осталось идти два часа

на вершине казбека в мае 5033 метра
На вершине Казбека. Высота 5033 метра

Спуск с горы был несложный, помогал ветер, он дул нам в лицо и поддерживал нас в прямом смысле, на него можно было опираться. После ночевки, проснувшись очень рано, чтобы снег не растаял от солнца, мы быстро спустились к церкви, где нас ждала машина для спуска в Степанцминду.